Глава 3 О ПОРАНЕНИЯХ

Глава 3 О ПОРАНЕНИЯХ

  1. Если ранят в общей драке, где участвовало несколь­ко человек, и раненный укажет из участвовавших на по­раните ля, то заявление его принимается безо всяких дока­зательств. Так поступают и при смертельных поранениях.
  2. Если раненный в нескольких местах укажет на не­скольких лиц, как ранивших его, то слова его принима­ются за действительные. Если нет сознавшихся по числу ран, то заявление этого сознавшегося не принимаются. Если поссорившийся с тремя будет ранен в нескольких местах, то он имеет право обвинять всех троих с указанием, кто нанес какую рану, и такое обвинение принимает­ся и за каждую рану взыскивается от 5 до 30 руб., смот­ря по роду и величине их. Взыскание в пользу пострадав­шего производится с каждого поранителя особо, все они должны нанять лекаря и давать все необходимое для его лечения; по очереди должны присутствовать вместе с дву­мя сельскими судьями при перевязке лекарем ран и да­вать раненному на каждый месяц лечения по 3 сабы пше­ницы и по 1 ратлу курдюка, после же выздоравливания раненного каждый из виновных должен угостить его с 6 лицами по его же выбору. Continue reading

Назревших проблем у дидойцев много

Человек – самая большая ценность на Земле. Нет народов более или менее достойных. Велик даже самый малочисленный народ. Эта гуманистическая идея особенно ярко должна проявляться в судьбе многонациональной Республики Дагестан.
Цунтинский район относится к числу муниципалитетов с наиболее высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения. Талантливые и трудоспособные люди покидают Дидоэтию. В трех населенных пунктах уже не осталось жителей. На глазах разоряются села, и основная причина – безработица. В районе сегодня нет элементарных условий для жизнедеятельности.
Среди дидойцев нет состоятельных бизнесменов, банкиров, нет акционерных обществ и т. д., которые могли бы помочь своим соплеменникам. В нынешнее непростое время, когда государство перестало стимулировать сохранение в горах горского населения, больше всего страдает традиционное хозяйство малочисленных народов. Но даже при таких условиях дидойцы не хотят покидать родные горы, где их предки жили веками. Ведь они понимают, что с утратой традиционного места обитания утрачиваются обычаи, традиции, духовно-нравственные ценности, язык, а без всего этого нет самого народа. Дидойцы хорошо помнят 1940 — 1950-е годы. И как никогда сегодня они нуждаются в неотложной помощи со стороны республиканских властей.
Этнографы считают, что народ численностью до 50 тыс. человек без господдержки не сможет сохранить себя как этнос, так как не способен к естественному воспроизводству.
Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» предусматривает расширение прав малочисленных народов и возлагает на государственные органы обязанность реализовывать специальные федеральные и региональные программы их возрождения, сохранения и развития, оказывать этим народам необходимую финансовую и иную поддержку. Данный закон практически бездействует в отношении дидойцев.
Республиканская поддержка в решении их насущных проблем, как в сфере материальной, так и духовной жизни, является гарантией стабильности и дальнейшего развития дидойского народа.
В отношении дидойцев не решены до сих пор:
а) проблема депортации, которой они подверглись в 1944 — 1957 гг.;
б) проблема статуса малочисленного этноса;
в) проблема изучения дидойского языка, который обречен на выживание;
г) кадровая политика в отношении дидойцев.
Continue reading