Глава 5 ОБ УВЕЧЬЯХ

1. За отрубление всей кисти руки с лишением возможности действовать рукою, т.е. рука высохнет или онемеет, виновный платит пострадавшему 150 руб.

2. За отнятие или увечье большого пальца платится — 50 руб., указательного — 40 руб., среднего — 30 руб., безымянного — 20 руб., мизинца — 10 руб.

3. За увечье ноги, если нога потеряет способность действия, взыскивается в пользу пострадавшего 150 руб., за увечье или отнятие большого пальца ноги платится 5 руб., другого — 4 руб. и т.д., уменьшая до 1 руб. за каждый палец.

4. Если от нанесенных ран пострадавший почувствует недостаток языка или параличное состояние с виновного взыскивается в пользу пострадавшего 50 руб.

5. За отрубление половины носа платится 10 руб
Continue reading

АВТОБУС В КИЗИЛЮРТ ЕДЕТ?

Камиль Тархо

Расул жил в селении Комсомольское Кизилюртовского района. Выпить любил, а вот работать – нет. Денег, соответственно, у него не водилось в силу его статуса раздолбая. Местные ребята часто его угощали пивом за его талант рассказывать анекдоты. Как – то отправился наш герой в очередной поход за пивом и, конечно, без денег. Погода стояла мерзопакостная, шёл мелкий холодный дождь. Все попрятались кто куда. На его пути стоял ржавый остов автобуса без оконных стёкол, дверей и колёс. Местные ребята использовали автобус как пивную и сидели в нём, потягивая пиво. Увидев приближающегося к ним Расула, они решили не звать его, проигнорировать. Подошедший Расул минут пять ходил вокруг да около. Молчание, никто не приглашает. И тут его осенило: резко зайдя в автобус и поздоровавшись, он спросил: «Этот автобус в Кизилюрт едет?» В ответ все дружно встали с мест и хором засмеялись. За находчивость Расул был угощён, не взирая на договорённость.

ИЛ1ИБДА МАЦ1И

Баху-Меседу Расулова

Каждый язык имеет диалекты, поэтому общепринятым является литературный язык. Диалектами аварского литературного (боол) языка считают языки всех аварских районов: Гергебльского, Гунибского, Казбековского, Унцукульского, Хунзахского, Чародинского, Шамильского. Каратинцы же, в отличие от них, не называют диалектами каратинского языка, языки соседных, родственных им сел: Арчо, Анчих, Верхнее Инхело, Рацитль, Маштада, Рачабулда, Инхело Ботлихского района, Имерсо Цумадинского района, Сивух Хасавюртовского района и.т.д. Жители названных выше сел и сами каратинцы называют эти языки: арчинский, анчихский, верхнеинхелинский, рацитлинский, инхелинский, маштадинский, рачабулдинский, имерсинский, сивухский. Объединяют все эти языки общее название ИЛ1ИБДА (НИЛЪЕРГО) МАЦ1И. Когда кто-нибудь начинает говорить на русском, ему напоминают удивительный дар Аллаха ИЛ1ИБДА МАЦ1И, и попросят: «илъибдалъил гъой – нилъерго мац1алъ к1алъай – говори на своем».

Continue reading

Художник, поэт и певец

Недавно в центральной библиотеке города Каспийска проходил творческий вечер известного каратинского художника, поэта, исполнителя авторских песен на родном языке Камиля Тархо Гаджиева. Там же была организована выставка его картин, презентация книги стихов «Мой народ» и диска авторских песен на каратинском языке. Это была встреча друзей, коллег и почитателей творчества Камиля Гаджиева.

Continue reading

КАК МАГОМЕД ВОКЗАЛЬНЫЕ ЧАСЫ ПРОДАЛ

Камиль Тархо

Проснулся Магомед как-то поутру, а голова трещит – спасу нет. А как ей не трещать, если накануне с друзьями погулял основательно. Еле-еле дополз Магомед до холодильника, а там чего только нет. Нет пива, коньяка. водки и виски… Хочешь не хочешь, а надо в ближайший магазин. Только вот беда – в карманах тоже чего только нет. Нет рублей. Долларов и евро… А продавщица Патимат давно уже в долг не дает – вышел Магомед из доверия как Берия.
Похмельный синдром порой делает человека очень сообразительным. Вот и Магомед смекнул, что надо на вокзал податься. Там наверняка кого-нибудь встретишь из знакомых.

Continue reading

Глава 4 О ПОРАНЕНИЯХ И УБИЙСТВЕ СКОТИНЫ ЧЕЛОВЕКОМ

Глава 4

О ПОРАНЕНИЯХ И УБИЙСТВЕ СКОТИНЫ ЧЕЛОВЕКОМ

  1. Если убьют чью-либо скотину, то хозяин ее под присягой с 2 лицами определяет стоимость убитой скотины и виновный уплачивает потерпевшему эту стоимость.
  2. Если ранят чью-либо скотину, то хозяин последней имеет право сейчас же передать раненую скотину пора- нителю и взыскать с него стоимость ее или же оставить у себя и лечить, а после лечения взыскать с виновного раз­ницу стоимости до и после поранения.
  3. Если отрубят не по вражде ухо или хвост, то винов­ный платит хозяину ее разницу стоимости до и после от­сечения, но если окажется, что виновный сделал это по вражде, то взыскивается с него вдвое больше. За убий­ство собаки на поводке виновный платит хозяину стоимость ее, за поранение где бы ни было платит 1 руб. Если соба­ка оборвет у кого-либо платье, то хозяин ее платит пост­радавшему убытки.
  4. Если виновный в отсечении хвоста или уха у лоша­ди будет известен, то хозяин или отдает ее через сельс­кий суд поранителю, или же берет себе, в последнем слу­чае с виновного взыскивается разница стоимости до и после поранения, если же виновный неизвестен, а лишь подозревается, то суд разбирает дело, как по воровству.