Каратинская борьба

Каратинцы – коренной этнос Дагестана, относящийся к аваро-андо-цезской группе родственных народов, и проживающий в Западном Дагестане в селах Анчих, Арчо, Маштада, Карата, Рацитль, Рачабулда, Верхнее Инхело (Чабакьеро) Тукита-Ахвахского района, Нижнее Инхело Ботлихского района, Сивух Гумбетовского района, а также
переселенческих селах Тукита, Сивух и прикутанных поселениях Хасавюртовского района. Корни каратинской борьбы кроются в глубокой древности. Каратинцы в прошлом всегда находились под постоянной угрозой экспансии со стороны ближайших соседей. В случаях агрессии созывалось общесоюзное ополчение и его предводителем становился главный къади. В его обязанности нередко входило и обучение ополченцев борьбе. Один из каратинских исследователей, А.Ахмаднабиев пишет об этом в своей книге: «Военный лидер (предводитель) ведал военной стороной общественного бытия. Он должен был обладать физическими и нравственными достоинствами, иметь непререкаемый авторитет среди соплеменников. <…> Он являлся организатором и участником своеобразной постоянной дружины, готовой выступить по первому зову, до сбора всего ополчения. <…> Он также контролировал состояние боеготовности общества, на нем лежали обязанности по проведению военных упражнений: стрельба в цель, борьба, скачки и т.д. Для быта каратинцев характерны «военные школы», в которых периодически обучались мальчики. Тренировки в борьбе устраивали также «Общества мужчин» («данде 367 Гуннер М. Сборник казахских национальных игр и развлечений. – Алма-Ата, 1938. – С. 11. 368 Ахмаднабиев А. У. История каратинского вольного общества. – Карата хиндер»), которые собирались на многодневные мужские собрания с жестко регламентированным распорядком и ритуалом.Из уст в уста передаются каратинские предания, легенды и истории, связанные как с борьбой, так и с местными борцами. Во многих селениях почти каждая семья расскажет что-нибудь, связанное с героическим и спортивным прошлым своего рода. Наример, одно из преданий связано с селением Анчих. Это история о хелетуринцах, которые, играя на музыкальных инструментах, пришли в Анчих со своим пехлеваном (борцом). На подходе к селу некий анчихец заметил, что неразумно с их стороны так веселиться, потому что неизвестно как придётся возвращаться домой. Он посоветовал им отложить веселье, спрятать где-нибудь поблизости музыкальные инструменты, поскольку они могут и не понадобятся на обратном пути. Хелетуринцы не послушались анчихца и продолжили своё помпезное шествие в село.

abc45602a8e7f394c72d00c9c5c3885a

Но его предупреждение оказалось не напрасным: силач Алхас легко одолел хелетуринского пехлевана. «Я же вам говорил», − сказал анчихец, когда увидел печальную процессию тихо возвращающихся домой хелетуринцев. Едино- утробный брат Алхаса МухIа также был человеком огромной силы. Однажды он получил 12 метров бязи за то, что вышел бороться против известного борца Ал-Клыча (см.: Ябушув). Сын Мух1а Асильдер говорит, что у его отца не было намерения бороться против великого борца, но кто-то подтолкнул его вперёд, и Мух1а не мог отступить. Но сила Ал-Клыча была настолько велика, что он подошёл к анчихскому богатырю и на вытянутых руках оторвал его от земли. Бороться у каратинцев умели не только мужчины, но и женщины. Известным исследователем дагестанских народов Е.М. Шиллингом со слов очевидцев описана сцена необычного соревнования в селении Карата между борцом-мужчиной и женщиной. Он пишет: «Интересным бытовым штрихом из области взаимоотношений с другими нагорными обществами Дагестана являлся обычай устраивать общественные соревнования, в которых могли участвовать и женщины. Удача в соревновании укрепляла

престиж победившей стороны. В с.Карата мною был записан рассказ, который позволю себе привести: «Это случилось уже после Шамиля. Одна вдова по имени Г1арада Хайжа из тухума Г1ак1ибай шла вниз на мельницу. Пастух Нур-Магома из ее же тухума стал к ней приставать. Она ударила его о землю. Через пять дней из Гидатля прибыл борец Али и вызвал каратин на состязание. Все просили, чтобы с ним боролся Нур-Магома, считавшийся очень сильным, но он указал на Хайжу, которая его осилила. Хайжа согласилась участвовать в состязании. Она натерла руки маслом. Выходя на борьбу, кричала «ума» как корова, а Али − «буй» как бык. Началась борьба. Хайжа повалила гидатлинца на землю и поставила ему ногу на голову. Весь аул ее благодарил. Соревнования традиционно устраивались в дни календарных праздников (день выхода плуга, день встречи весны, зимы и т.д.), а сами поединки проходили на центральной площади − годекан (кавк1а), где протекала вся общественная жизнь. Кроме того, в каждом квартале имелись свои «малые годеканы». Особенностью каратинской, как и вообще дагестанской национальной борьбы, является борьба в стойке. В борьбе запрещалось захватывать ноги соперника руками. Широко применялись броски и сбивы с активной работой ног (подножки, подсечки, обвивы, зацепы и т.д.). Для победы необходимо было бросить соперника на спину. В некоторых селениях можно было обойтись и меньшим – поражением уже считалось
касание земли коленом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.