Адаты. 1.Об убийствах

  • За убийство во время ссоры или драки виновный платит родственникам убитого по приговору суда 250 руб., — на 200 руб., имуществом и 50 руб.9деньгами и изгоня­ется в канлы (рец1ел, къисас).
  • Если изгнанный возвратится в свое общество до ис­течения срока, то с него или с того, у кого он остановился, взыскивается в пользу общества 10 руб., а убийца опять изгоняется.
  • За нечаянное убийство с виновного взыскается воз­награждение: саван 15 кары бязи, бык в 12 руб., 12 мер полубы и 25 руб. деньгами; взыскивают имуществом, со­ставляющим вместе с перечисленным выше взысканием 180 руб., — и изгоняется в канлы.
  • Если раненный в нескольких местах при общей драке назовёт своих поранителей и указанные им лица участвовали в драке, то заявление его принимается; если же он не успеет назвать и от полученных ран умрёт, то наследники умершего имеют право указать на кого хотят из участвовавших в драке лиц. Если ранят ночью и не окажется очевидцев-свидетелей, то раненный или наслед­ники умершего от ран могут или сами принять с 50 соприсягателями из родственников обвинительную присягу, или назначить за обвиняемым то же число очистителей. Бели в числе соприсягателей-родственников не окажется 50 человек то, на личное число их могут повторять присягу до нормы 50 человек (примечание: родственники ранено­го и женщины в свидетели не принимаются).
  • Убийство наказывается одинаково будет ли оно со­вершено на собственности или в другом месте.
  • Если двое, поранив друг друга, умирают вместе, то кровь засчитывается за кровь, и никто не отвечает.
  • За убийство жены вместе с любовником муж не от­вечает; если он убьет только жену, а любовник успеет скрыться, будучи раненным, то бежавший отвечает пе­ред родственниками убитой, как вообще за убийство и уплачивает по суду родственникам убитой деньгами 50 руб. и 150 руб. имуществом и изгоняется в канлы; адат этот применяется к отцу, брату и сыну в отношении доче­ри, сестры и матери, застигнутых с любовником, и бе­жавшему раненному любовнику или оставившему какой- нибудь знак в подтверждение его виновности. За убий­ство мужем жены, когда не известна причина убийства, родственники её могут заявить, что она убита умышлен­но, а муж, что убита нечаянно, родственникам убитой предоставляется право или присягой вместе с 12 сопри- сягателями по назначению мужа установить заявленное обвинение, или дать мужу присягу со столькими сопри- сягателями и если установят первые или муж не очис­тится, то последний отвечает, как за умышленное убий­ство, в противном случае отвечает, как за нечаянное.
  • Если муж убьет жену на месте преступления, но умышленно не убьет любовника, то он делается кровни­ком родственников убитой жены.
  • Если муж на месте прелюбодеяния убьет жену, алюбовник успеет бежать невредимым и без всяких зна­ков, могущих подтвердить, что он был преследуем му­жем убитой и последний в совершении преступления не сознается, то за обвиняемым назначаются очистители по указанию родственников убитой или из фамилии подо­зреваемого, или же из общества, в числе 15 человек, ис­ключая отца, родных и двоюродных братьев, дядей по отцу и матери, брата и отца жены и мужа сестры подо- зреваемого.
  • Если убийца — муж, человек бедный и не в состо­янии уплатить родственникам убитой всего следуемого, то он впредь до окончательного удовлетворения их лиша­ется права возвратиться в свою деревню.
  • За убийство сына ни перед кем в отношении дията отец не отвечает, сын же за убийство отца платит другим родственникам, если они есть, дият и все установленное за убийство, если же наследников нет, то лишается толь­ко отцовского наследства.
  • Если брат убьет брата и у убитого останутся дети, то последние могут признать убийцу за своего кровника, и тогда он делается кровником и подвергается/Всем взыс­каниям, установленным по убийствам вообще, но если наследники убитого не захотят признать его кровником, то убийца брата в отношении дията не отвечает (сравним с законами Хаммурапи: «если жена человека будет зах­вачена лежащей с другим мужчиною, то доцжно их свя­зать и бросить в воду (утопить). Если хйзяин жены сохранит жизнь своей жене, то царь сохранит жизнь своего раба. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, то она должна произнести клятву перед Богом, и может вернуться в свой дом).
  • Взято с книги «История Каратинского Вольного Общества»

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.